26 апреля 2024 года
ЗАО «Кумтор Голд Компани» (КГК) отчиталось, что по итогам 2023 года доля внутренних закупок в целях обеспечения производственной деятельности компании достигла 39% от общей суммы произведенных закупок.
Между тем, ровно 10 лет назад, по итогам 2013 года доля местных производителей в закупках КГК составляла 57,6%, тогда как объём внешних закупок составлял 42,4%.
Судя по всему, доля местных закупок в КГК резко упала в период пандемии коронавируса в 2020 году и в 2021 году, когда на руднике «Кумтор» было введено временное внешнее управление. Тогда канадская компания «Центерра Голд Инк.» пыталась устроить бойкот зарубежным поставкам на рудник «Кумтор», рассылая поставщикам письма с угрозами. Чтобы производство не остановилось, новому руководству КГК пришлось по сути заново выстраивать схемы закупок необходимых материалов, приходилось переплачивать посредникам, порой использовалась дорогая авиационная доставка элементарных запасных частей и т.д.
Надо понимать, что рост доли местных закупок, там где это экономически выгодно, является необходимым и неизбежным процессом, так как помогает КГК снизить себестоимость производимого золота.
Все мы помним, что в начале промышленного освоения рудника «Кумтор» канадцам приходилось нанимать на работу огромное количество специалистов по всему миру - от инженеров до обычных водителей карьерных самосвалов. Это было невыгодно, так как зарубежная рабочая сила обходилась гораздо дороже местной. Но другого выхода не было, так как местных специалистов для работы на зарубежной технике и по западным стандартам тогда просто не было. Постепенно, обучая местных специалистов, происходило замещение иностранцев на отечественные кадры. Отметим, что к моменту введения на Кумторе временного внешнего управления в 2021 году уже практически 100 процентов работников компании составляли граждане Кыргызской Республики, иностранцы оставались лишь на нескольких топовых руководящих должностях, плюс периодически для работ на руднике привлекались иностранные специалисты там, где не хватало квалификации и знаний у местных рабочих (такое периодически по производственной необходимости происходит и поныне).
Все мы также помним и то, как в начале освоения Кумтора продукты питания на рудник поставлялись преимущественно импортные. Даже чуть ли не картошка, не говоря уже о мясе. Это тоже было невыгодно. Поэтому в этом плане тоже происходило постепенное замещение на отечественную продукцию и местных поставщиков. Сегодня здесь улучшать уже ничего не надо. C 2008 года 100% продуктов питания в КГК закупается на местном рынке.
Отметим, что ещё при канадцах в КГК была разработана и внедрена отдельная Политика «Стратегия закупок на местном рынке». Эта политика — один из наиболее эффективных путей, позволяющих КГК обеспечить увеличение объёма потребления местных товаров и услуг как в количественном, так и в стоимостном выражении. В результате, КГК ещё при канадцах отчитывалась, что работает более чем с 600 поставщиками местных товаров и услуг, получая от них ежегодно продукции по более чем 11 тысяч наименований. Строительные материалы, спецодежду и многое другое уже давно на рудник «Кумтор» поставляют местные производители и поставщики. Подавляющее большинство подрядных услуг на Кумторе также давно оказывается местными поставщиками. Для примера, в 2018 году закупки у местных производителей и поставщиков для производственных нужд рудника «Кумтор» достигли $81 млн 177 тысяч.
Надо понимать, что достичь 100% доли закупок у местных производителей и поставщиков невозможно. Горное производство - это очень сложное производство. Капитальное оборудование, большинство запчастей, реагентов, основных расходных материалов, топливо и т.д. просто не производятся в Кыргызстане. Сегодня поставки на Кумтор осуществляются из нескольких десятков стран мира.
В настоящее время ЗАО «Кумтор Голд Компани» полностью принадлежит государству. И для обеспечения как можно более низкой себестоимости производимого золота, просто необходимо, чтобы снабженцы компании выходили напрямую на производителей уникального оборудования и материалов.
К примеру, выгоднее купить какую-нибудь башенную мельницу для фабрики либо карьерный самосвал напрямую у компании-производителя или через местного посредника, который накинет сверху свой немаленький процент? Конечно, купив дорогую и сложную технику через местных посредников можно красиво объявить, что закупки начали производиться через местных поставщиков, но это будет экономически невыгодно. К тому же это грозит рисками коррупции! Кто может гарантировать, что такие посредники не созданы специально или не пролоббированы кем-то, чтобы получать деньги по сути из воздуха на посреднических сделках? Таким макаром, можно вообще 100% закупок производить на местном рынке, но это будет красивой ширмой для коррупции и выкачки денег из компании.
Еще раз отмечу, рудник «Кумтор» сегодня принадлежит государству, и там, где дешевле закупать напрямую у зарубежных производителей, то так и надо производить закупки.
А вот, например, в золоторудном руднике «Джеруй» сегодня у нашего государства нет вообще никакой доли, даже одного процента. На Джеруе государству было бы выгоднее, если бы они закупали технику, оборудование, сырье и все другие необходимые элементы для производства через местных поставщиков. Себестоимость производимого золота у них в связи с этим вырастет, но зато эти закупки будут производится с добавленной стоимостью на территории нашей страны.