Kumtor Gold Mine

КАК ПОЖИВАЕТ «ЦЕНТЕРРА»?

15 мая 2024 года

15 мая 2024 года исполнилось ровно три года с того дня, как канадская компания «Центерра» потеряла все свои доходы с рудника «Кумтор». Хотя режим временного внешнего управления в ЗАО «Кумтор Год Компани» был введён 17 мая 2021 года, но именно с 15 мая 2021 года все доходы, полученные от рудника «Кумтор», стала получать Кыргызская Республика. Этот факт затем нашел отражение в достигнутом 4 апреля 2022 года Глобальном соглашении об урегулировании между Кыргызской Республикой и канадской компанией «Центерра Голд Инк». Этим же соглашением от 4 апреля 2022 года Кыргызская Республика подтвердила, что взяла на себя всю ответственность за рудник «Кумтор» после 15 мая 2021 года.

Как поживает сегодня, спустя три года, канадская компания «Центерра Голд Инк»?

А поживает сегодня «Центерра» вполне себе нормально. В этом можно убедиться, зайдя на веб-сайт канадской компании: www.centerragold.com

Как видим, канадская золотодобывающая компания «Центерра» выпустила отчет о результатах 1 квартала 2024 года, приняла решение о выплате дивидендов своим акционерам, а её акции стоят достаточно высоко и торгуются на уровне выше среднего. Поэтому, можно уверенно сказать, что «Центерра» сегодня продолжает оставаться устойчивой компанией, акции которой растут в зависимости от уровня цен на золото на мировом рынке. Причём акции «Центерры» торгуются не только на Фондовой бирже Торонто, но и на знаменитой Нью-Йоркской фондовой бирже.

Конечно, многие в Кыргызстане, особенно ура-патриоты, получили бы огромное моральное удовлетворение, если бы «Центерра» после потери «Кумтора» пришла к упадку. Но надо понимать ту реальность, с которой подошла канадская компания к моменту потери ею рудника «Кумтор».

Дело в том, что, начиная с 2011 года, канадская компания «Центерра» активно диверсифицировала источники золотодобычи, и к маю 2021 года более 50% от всей выручки «Центерре» приносил уже не «Кумтор». Например, в 2020 году рудник «Маунт Миллиган» в Канаде принёс «Центерре» 383,6 миллиона долларов США, а от рудника «Оксют» в Турции в 2020 году (в первый же год вывода на коммерческий уровень!) «Центерра» получила 186,5 миллиона долларов США. Помимо золота, «Центерра» реализовала меди на 126 миллионов долларов США. Еще 136 миллионов долларов США «Центерра» заработала в 2020 году от продажи молибдена со своих шахт в США. Также в декабре 2020 года «Центерра» продала 50% доли в проекте по разработке золоторудного месторождения «Хардрок» в Канаде, получив за это 210 миллионов долларов США. Кроме того, компания получит ещё дополнительно 75 миллионов долларов США при достижении определенных этапов. Отметим, что «Хардрок» является крупным месторождением, чьи запасы золота оценены почти в 200 тонн, и 50 процентов доли в проекте «Хардрок» продолжают оставаться у «Центерры». «Хардрок» находится на стадии разработки и со временем может вырасти в долгоживущий золотодобывающий проект. В общем, к маю 2021 года «Центерра» пришла с крепким балансом.

Таким образом, потеря «Кумтора» стала для «Центерры» болезненной, но вовсе не смертельной утратой.

В настоящее время «Центерра» продолжает владеть двумя основными активами - золотомедным рудником «Маунт Миллиган» в Канаде и золотодобывающим предприятием «Оксют» в Турции. Эти рудники ежегодно генерируют для «Центерры» необходимые денежные потоки. Запасы золота на месторождении «Оксют» оцениваются примерно в 43 тонны (2021-й был для Оксюта первым полноценным годом работы). Запасы рудника «Маунт Миллиган», по приблизительным подсчетам, составляют свыше 60 тонн золота и более 400 тысяч тонн меди.

Ряд политиков и активистов Кыргызстана продолжают утверждать, что покупка канадцами рудников по всему миру является доказательством давно спланированной операции по подготовке «Центерры» к уходу из Кыргызстана. Кроме того, они заявляли, что эти месторождения «Центерра» купила за счет прибыли от рудника «Кумтор», и это также является доказательством подготовки канадцев к тому, чтобы покинуть Кыргызстан, выжимая все соки из Кумтора.

На самом деле, канадская компания «Центерра Голд» вела нормальную бизнес-практику по расширению своих активов. Наоборот, если бы «Центерра» не предпринимала никаких действий по диверсификации и расширению своих активов, то появились бы серьёзные вопросы о том, зачем Кыргызстану вообще участвовать в такой компании.

Также отметим, что хотя рудник «Кумтор» был долгие годы самым большим активом «Центерры Голд» и приносил ей основную часть доходов, но все-таки не был единственным. Нельзя забывать и о том, что с 2004 года «Центерра» занималась добычей золота и на руднике «Бороо» в Монголии. Рудник входил в список основных активов компании. С марта 2004-го по декабрь 2015 года на монгольском руднике произвели около 51 тонны золота, что тоже немало. В 2016-м карьер Бороо истощился.

Десятилетняя стратегия «Центерры» (2011-2021), направленная на географическую диверсификацию активов, принесла ей свои плоды в виде устойчивости после потери рудника «Кумтор» в мае 2021 года.

Кыргызская Республика являлась держателем самого крупного пакета акций «Центерры» ─ 26% доли (77 миллионов 401 тысяча 766 акций). Цена этого пакета на фондовой бирже в разное время составляла от полумиллиарда долларов США до свыше 1 миллиарда долларов США.

Заключив 4 апреля 2022 года Глобальное соглашение об урегулировании, Кыргызская Республика потеряла свой пакет акций в «Центерре». Тем самым, отказавшись от своих акций в «Центерре», Кыргызстан лишился не только их, но и всех других рудников «Центерры».

Кроме того, одним из условий мирового соглашения 2022 года стало освобождение и обязательства не обращаться в суд. То есть, Кыргызская Республика и «Центерра» полностью и навсегда отказались от всех разбирательств, исков и судебных ходатайств по проекту «Кумтор». С тех пор наша страна с рудником «Кумтор» движется сама по себе, а «Центерра» со своими рудниками развивается сама по себе.