23 июня 2024 года
31 мая 2024 года Председатель Кабинета Министров Кыргызской Республики – Руководитель Администрации Президента Кыргызской Республики Акылбек Жапаров в своей речи на заседании Ученого Совета Ошского государственного университета заявил следующее (цитируем): «Команда Садыра Жапарова наконец прекратила национальное унижение и вернула народу Кумтор. Если за предыдущие 20 лет эксплуатации рудника Центеррой наша страна получила от него в виде дивидендов максимум 80 млн долларов, то мы уже в первый год дали в четыре раза больше в виде чистой прибыли. Только по одному этому примеру наша страна и все международное сообщество действительно убедилось, что вместо прежних компрадоров и олигархов, сегодня в Кыргызстане по-настоящему народная власть».
Ответная реакция на речь Акылбека Жапарова не заставила себя ждать:
1) Известная в Кыргызстане журналистка Лейла Саралаева в своей статье в рубрике «Мнение» на сайте «Азаттык» раскритиковала выступление Акылбека Жапарова в целом (цитируем): «К сожалению, эта вдохновенная речь ничего общего с реальностью не имеет, местами является циничной ложью и манипуляцией, а местами - прямой противоположностью действительности».
Лейла Саралаева подчеркнула, что Акылбек Жапаров делает такие заявления, словно никакого отношения не имеет к государственной машине, хотя при этом он был постоянным членом команды всех властей, начиная с президента Акаева.
2) Известная в Кыргызстане глава неправительственной организации «Бир Дуйно - Кыргызстан» Толекан Исмаилова заявила следующее (цитируем): «Риторика Акылбека Жапарова о «компрадорах» и «олигархах», а также о «национальном унижении» появилась только после 2021 года, когда уже ясно стало, что Кумтор – наш. До этого Акылбек Жапаров играл ключевую роль в подготовке Соглашения по Кумтору 2003-2004 года, которое он так яростно сегодня критикует».
3) Всемирно известный первый президент Кыргызстана Аскар Акаев (отметим, что у нынешних властей к Аскару Акаеву теперь уже нет претензий по Кумтору) заявил следующее (цитируем): «Соглашение по Кумтору 2003-2004 годов критикуется сегодня и Акылбеком Жапаровым. Я хочу сказать, что при подготовке этого соглашения была создана комиссия, в которую входили министры, депутаты. Ключевую роль тогда в ней играл Акылбек Жапаров. Он был председателем комитета ЖК по налогам и бюджету. В составе комиссии он летал в Торонто (Канаду). Знакомился с «Камеко» и, вернувшись, восторженно о ней отзывался. Говорил, что это лучшая компания мира, а подготовленное соглашение учитывает идеальным образом как ее интересы, так и интересы Кыргызстана. Сейчас он говорит, что знал обо всех недостатках соглашения 2003-2004 годов. Хотя тогда он о них умалчивал. Акылбек Жапаров имел шанс исправить эти недостатки. Потому что в 2009-м он был также разработчиком и бакиевского соглашения по Кумтору. Он в то время играл в нем ключевую роль. Поэтому позже и стал министром экономики, а после и вице-премьер-министром. И тогда он хвалил бакиевское соглашение по «Кумтору» 2009 года. Мнение Акылбека Жапарова переменчиво, как погода в некоторых регионах мира. Бог ему судья».
ВЫ МОЖЕТЕ ПРОЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ В «АЗАТТЫКЕ» ПОЛНОСТЬЮ, КЛИКНУВ НА ССЫЛКУ: Кыргызстан - авторитетное или авторитарное государство?
А теперь порассуждаем о сути риторики Акылбека Жапарова о «компрадорах и олигархах», а также о «национальном унижении»:
4) Возьмём для рассмотрения ситуацию с золоторудным рудником «Джеруй», являющимся вторым по величине в Кыргызстане, и торжественно запущенным в 2021 году при участии президентов Кыргызской Республики и Российской Федерации Садыра Жапарова и Владимира Путина.
Рудник «Джеруй» сегодня на 100 процентов принадлежит российской компании «Альянс Алтын». В результате всю чистую прибыль от «Джеруя» получает иностранная компания. Наша страна также не получает никаких дивидендов от «Джеруя», так как Кыргызстан не владеет ни одним процентом в проекте «Джеруй». Кыргызская Республика получает от Джеруя лишь обязательные отчисления в виде налогов, социальных и экологических выплат, да региональные взносы. Плюс от Джеруя периодически перепадает спонсорская помощь, объемы и направление которой зависят от милости иностранных хозяев рудника. В своё время такая же ситуация обстояла с рудником «Кумтор», когда рудник принадлежал канадской компании «Центерра», правда, наша республика получала с канадцев, помимо обязательных платежей, ещё и дивиденды, но, к сожалению, мало и не каждый год.
В связи с этим напрашиваются вопросы к Акылбеку Жапарову: является ли сегодня золоторудный рудник «Джеруй» предметом национального унижения для Кыргызстана? Или может Джеруй является предметом национальной гордости? Или может нынешний Джеруй – это предмет национальной нормальности?
Если бы Акылбек Жапаров не заявил о себе, как о человеке, который разбирается в вопросах национального унижения, то вопросов к нему не возникло бы. Но раз он взял на себя смелость с высокой трибуны говорить о таких важных вещах, то, как говорится, сказав «А», надо сказать и «Б».
Акылбек Жапаров сегодня занимает одну из самых высоких должностей в стране, и теперь народ Кыргызстана хотел бы знать его позицию в животрепещущем вопросе по руднику «Джеруй». Именно его сегодняшнюю позицию по Джерую, а не мнение о том, что было в прошлом.
5) В настоящее время канадская компания «Центерра Голд» разрабатывает в Турции крупное золоторудное месторождение «Оксут». При этом рудник «Оксут» в Турции на 100% принадлежит «Центерре». Для наглядности напомним, что Кыргызская Республика, в отличие от Турции, была в своё время крупнейшим акционером «Центерры».
Заключив 4 апреля 2022 года Глобальное соглашение об урегулировании с канадской компанией «Центерра Голд», Кыргызстан потерял свой пакет акций в «Центерре», и, тем самым, отказавшись от своих акций в «Центерре», Кыргызская Республика избавилась не только от этих акций, но и избавилась от всех других рудников «Центерры». Это то, от чего наша страна точно избавилась!
Но если наша страна, по мнению Акылбека Жапарова, такая продвинутая в вопросах избавления и от национального унижения, то, значит, мы можем поучить уму-разуму другие государства по этой теме.
Поэтому хотелось бы узнать мнение Акылбека Жапарова по следующим международным вопросам: является ли сегодня рудник «Оксут» предметом национального унижения для братского турецкого народа, раз данным рудником в Турции на 100% владеет канадская компания «Центерра Голд»? Или может в Турции сейчас не народная власть, а бразды правления находятся в руках тамошних компрадоров и олигархов? Или может это нормальная международная практика, когда иностранные компании вкладывают средства и разрабатывают различные месторождения в разных странах?
---------------------------------------------------------
На наш взгляд, Акылбеку Жапарову надо использовать более точные и менее эмоциональные оценки в своих суждениях. Мы согласны с тем, что команда Садыра Жапарова вернула Кумтор народу и, тем самым, отстояла национальные интересы Кыргызстана. Надо говорить именно об отстаивании экономических интересов страны, а не о прекращении национального унижения. Тем более, сам Акылбек Жапаров позиционирует себя в качестве экономиста и финансиста.
Надо понимать, что канадская компания «Центерра» вела себя по отношению к Кыргызстану ровно так, как повела бы себя в аналогичной ситуации любая другая зарубежная частная бизнес-структура. Канадцы – это не филантропы, а обычные капиталисты, которые нацелены извлекать максимальную прибыль из реализуемых проектов для дальнейшего роста и расширения компании. И надо отдать им должное – они сумели диверсифицировать активы и укрепить компанию. В результате, даже потеря «Кумтора» стала для «Центерры» хотя и болезненной, но вовсе не смертельной утратой. Сегодня «Центерра» - это устойчивая золотодобывающая компания, чьи акции торгуются не только на Фондовой бирже Торонто, но и на знаменитой Нью-Йоркской фондовой бирже.
В свою очередь, наша страна справедливо считала, что крупнейшее золоторудное месторождение Кыргызстана может приносить гораздо больше денег для развития республики. Кыргызстанцы и без всяких разъяснений специалистов понимали, что большая часть прибыли от Кумтора уходит на развитие «Центерры», а не Кыргызстана. При этом канадцы отвлекали внимание народа Кыргызстана подачками в виде реализации спонсорских и благотворительных проектов, которые всячески расхваливались в СМИ.
Таким образом, главным предметом спора всегда было распределение прибыли между канадской компанией и Кыргызской Республикой. Неудивительно, что тема национализации Кумтора на протяжении десятилетий была одним из главных политических трендов в стране. Этот вопрос поднимался при каждом президенте, но только при Садыре Жапарове наша страна взяла «Кумтор» под контроль, проведя фактически национализацию рудника, и стала разрабатывать его самостоятельно.