01 июля 2024 года
28 июня 2024 года в средствах массовой информации появилась новость о том, что ЗАО «Кумтор Голд Компани» (КГК) профинансировало строительство и оснащение детского сада в селе Темир-Канат в Иссык-Кульской области.
Отметим, что КГК регулярно выпускает новости о предоставлении различной спонсорской помощи и проведении разных благотворительных акций.
Спрашивается, за чей счёт, и на каком основании КГК осуществляет такие широкие жесты?
1. ЗА ЧЕЙ СЧЁТ?
Сегодня КГК на 100% принадлежит государству, а вся полученная прибыль компании является, по сути, деньгами народа Кыргызстана. Нынешнее руководство КГК – это всего лишь наёмные менеджеры, которым народ доверил управлять главным народным достоянием.
Для КГК важны капитальные вложения в целях продления срока службы рудника и дальнейшего развития компании (затраты на обновление тяжелой и вспомогательной техники на руднике, финансирование перспективных проектов, таких как разработка подземного портала, переработка отходов хвостохранилища, развитие соседних рудников и т.д.).
Но никто из нас не уполномочивал руководителей КГК тратить народные деньги из полученной прибыли компании на спонсорство и благотворительность.
Почему те же пенсионеры, которые считают каждый сом, должны оплачивать спонсорские проекты КГК и их последующий пиар в виде публичного восхваления через СМИ и социальные сети?
Зачем КГК спонсирует молодёжные, спортивные, культурные инициативы, поддерживает аграрный сектор, образовательные и медицинские учреждения, оказывает благотворительную помощь и т.д. и т.п., несмотря на имеющуюся в стране государственную систему развития и поддержки образования, молодёжи, медицины, спорта, культуры, сельского хозяйства и социальной защиты? Государственная компания не должна соревноваться в этом плане с государственными структурами, влезая в несвойственные ей дела.
Например, в настоящее время за счет средств республиканского бюджета Госстрой завершает строительство детского сада в селе Дархан Джеты-Огузского района Иссык-Кульской области. Это пример правильного подхода к возведению объектов на местах. Именно государство должно определять точки приложения усилий, и направлять на эти цели средства из общей копилки страны, в которой аккумулируются средства, как от крупных компаний-налогоплательщиков, так и отчисления от обычных граждан.
У народа много насущных нужд. Существует Фонд Президента Кыргызской Республики, средства из которого как раз направляются на различные проекты развития и благотворительные цели. Необходимо повышать заработные платы учителям и врачам, увеличивать размеры пенсий, укреплять армию и т.д.
Поэтому заявим прямо и открыто: спонсорство и благотворительность КГК – это забирание денег у врачей, учителей, пенсионеров, военных и других бюджетников!
Возьмем, к примеру, золоторудный рудник «Джеруй», являющийся вторым по величине в Кыргызстане, и который на 100 процентов принадлежит российской компании «Альянс Алтын». Здесь выделение спонсорской помощи по разным направлениям - это нормальное явление, часть их информационной стратегии, так как иностранные хозяева рудника заинтересованы представить себя в хорошем виде в глазах народа Кыргызстана. Недаром спонсорство регулируется Законом Кыргызской Республики «О рекламе», и его следует, по сути, рассматривать именно как расходы на рекламу. В своё время такая же ситуация со спонсорской помощью обстояла и в КГК, когда рудник «Кумтор» принадлежал канадской компании «Центерра».
Пора осознать, что КГК больше не является придатком «Центерры». Сегодня КГК целиком принадлежит государству, акции «Кумтора» не продаются на бирже, а цели работы компании просты и понятны – производство золота на благо Кыргызской Республики, обеспечение промышленной безопасности, сохранение экологии и отсутствие коррупции.
2. НА КАКОМ ОСНОВАНИИ?
Касаясь вопроса спонсорства и благотворительности, в КГК обычно прикрываются темой «социально ответственной деятельности». Социально ориентированный бизнес – это прекрасно и правильно, но только если этот бизнес частный. Однако, КГК – это не частная лавочка.
Государственные организации и компании должны выполнять свои строго обозначенные миссии и пополнять бюджет страны, а не заниматься спонсорством и самопиаром. К примеру, Национальный банк Кыргызской Республики и государственное ОАО «Айыл банк» не строят школы, детские сады и т.д. При этом НБКР перечислил всю прибыль за 2023 год в республиканский бюджет, «Айыл банк» тоже перечислил государству 100% чистой прибыли за 2023 год. А дальше это уже является заботой государства, на какие цели направить средства из республиканского бюджета.
ВЫВОДЫ:
1) В государственных компаниях спонсорство, благотворительность и поддержка социальных проектов возможна только из добровольных отчислений из доходов руководства или сотрудников компании, но ни в коем случае не за счет средств компании.
Например, если в КГК захотят поддержать инициативу главы государства по озеленению и посадить деревья где-нибудь в городе или в горах, то пусть сотрудники КГК скидываются на эти цели из собственных заработных плат, а не тратятся средства из бюджета компании.
Исключением является спонсорство отраслевых мероприятий, таких, к примеру, как форумы и конференции, направленных для налаживания сотрудничества с другими участниками горнорудного сектора в целях развития компании. Кроме того, при стихийных бедствиях или в случае других ЧП, компания может оперативно направить помощь в виде техники и людей для ликвидации последствий.
2) В КГК необходимо ликвидировать отдел по поддержке региона, благотворительности и оказанию спонсорской помощи (неважно, как это подразделение точно называется - это предложение о сути).
Если в КГК беспокоятся о своём вкладе в развитие региона, в котором компания ведёт свою операционную деятельность, то он осуществляется за счет тех крупных средств, которые КГК ежегодно отчисляет в качестве Иссык-Кульского взноса и взноса в Фонд развития Нарынской области. Зачем КГК дополнительно реализовывать проекты на местах и соревноваться с государством в осуществлении похожих проектов?
В КГК существует комитет, состоящий из нескольких представителей руководства компании, который собирается один раз в месяц для рассмотрения заявлений о помощи, и они там решают, какой проект профинансировать, а какой отклонить. У компании имеется внутренняя политика критериев отбора проектов, но каждый выбор является, по сути, прихотью данного комитета.
Став государственной компанией, КГК не может решать, какой спонсорский или благотворительный проект профинансировать, а какой – нет.
КГК – это не благотворительная организация. Хватит принимать запросы о помощи из всех регионов республики и поощрять иждивенчество. Каждый год в КГК поступает сотни обращений от физических и юридических лиц Кыргызской Республики с просьбами оказать спонсорскую и благотворительную поддержку. В результате тратятся время и силы на обработку и рассмотрение поступивших писем, а также последующий мониторинг целевого использования спонсорской помощи в одобренных заявках.
-------------------------------------------------------------------------Не будем слишком строги к руководству КГК. Возможно, сегодня в КГК по инерции продолжают практику раздачи подачек с публичным восхвалением через СМИ и социальные сети, как это делали канадцы на протяжении почти трёх десятилетий.
Но времена «Центерры», когда иностранная компания пыталась представить себя благодетелем в глазах народа Кыргызстана через реализацию спонсорских проектов, финансируемых из небольшой части полученной чистой прибыли компании, прошли. Теперь вся заработанная чистая прибыль КГК остаётся в Кыргызстане, а не уходит в Канаду. Повторим: дальше это уже является заботой государства, на какие цели направить средства из республиканского бюджета.
Наше государство через Госстрой занимается возведением необходимых социальных объектов в стране. В целом по республике к 1 сентября 2024 года Госстрой планирует сдать в эксплуатацию более 50 объектов, в том числе 20 школ, 10 детских садов и 20 объектов по линии здравоохранения и водообеспечения. Всего до конца 2024 года Госстрой планирует сдать в эксплуатацию минимум 200 объектов. Любой гражданин Кыргызстана может наблюдать за строительством социально-культурных объектов, финансируемых из республиканского бюджета, в режиме реального времени. Для этого на строительных объектах установлены камеры для наблюдения за производственным процессом.
Понятно, что чем больше денег будет собираться в республиканском бюджете, тем больше будет возможностей для увеличения количества объектов Госстроя. Вот почему КГК, став фактически государственной компанией, должно прекратить обособленную политику спонсирования строительства социальных объектов.
Главная задача руководства КГК в новых условиях – обеспечение непрерывной производственной деятельности и дальнейшее развитие компании. В сталинские времена было так: хоть костьми лягте, но произведите обозначенный планом объём продукции, иначе… Слава Богу, нынче не сталинские времена, но производственный план продолжает существовать, и нужно его выполнить. Государству необходимо золото! Не надо отвлекаться на пиар и самовосхваление. Никто не ставит перед КГК дополнительные задачи по осуществлению спонсорской и благотворительной помощи.
Более того, в условиях внушительного и неумолимого ежегодного падения производства золота на Кумторе, отвлечение средств и времени на спонсорство и благотворительность с последующим масштабным пиаром в виде публичного восхваления через СМИ и социальные сети, снова, как и во времена «Центерры», выглядят попытками отвлечь внимание народа, мол, поглядите, какие мы благодетели.
Вариант решения вопроса, нам видится, например, такой: ввести в КГК запрет на спонсорство, благотворительность и поддержку социальных проектов за счет средств компании, но предоставить переходный период. А вот со следующего года пусть та же Счетная палата Кыргызской Республики уже относит такие расходы к нарушениям финансовой дисциплины, подлежащих возмещению.